Концепция
В рамках Концепции социально-воспитательной деятельности ГАПОУ «Казанский автотранспортный техникум им. А. П. Обыденнова» реализуется работа по выполнению миссии техникума в части:
- профессиональное просвещение; содействие развитию, сохранению её лучших традиций;
-
осуществление подготовки своих выпускников не только как профессионалов с развитым научным, творческим и лидерским потенциалом, способных успешно самоопределяться и реализовывать себя в изменяющемся мире, но и как социально активных, толерантных граждан, патриотов родного города и отрасли;
-
распространение культуры качества, экологической культуры и гуманистических ценностей в профессиональной среде и социальном окружении.
Концепция социально-воспитательной работы в техникуме определяет долговременные стратегические задачи:
- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
-
формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
-
воспитание нравственных качеств, духовности, интеллигентности;
-
ориентированность на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
-
формирование умений и навыков управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления, лидерских качеств личности для их дальнейшей реализации в кооперативном секторе экономики;
-
приобщение к техникумовским традициям, формирование чувства техникумовской солидарности и корпоративности;
-
совершенствование физического состояния здоровья, развитие потребности поддерживать здоровый образ жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркомании, алкоголизму, антиобщественному поведению;
-
формирование представлений о сущности и социальной значимости будущей профессии, готовности к самообразованию.
Для достижения цели и эффективного решения поставленных задач необходим комплекс условий:
- использование традиций и позитивного опыта, накопленных коллективом ГАПОУ «Казанский автотранспортный техникум им. А. П. Обыденнова» и других техникумов, для функционирования и развития системы социально-воспитательной работы в современных условиях, их сочетание с поиском новых форм и направлений;
-
мониторинг интересов, динамики ценностных ориентаций обучающихся для планирования социально-воспитательной работы;
-
совершенствование технологии планирования на уровне всех субъектов воспитательной деятельности (техникума, специальности, индивидуальном);
-
развитие организационной структуры, координирующей воспитательную деятельность, определяющей ее направления, осуществляющей контроль и несущей ответственность за ее результаты;
-
создание системы морального и материального поощрения (стимулирования) обучающихся;
-
реализация в системе социально-воспитательной работы возможностей студенческого самоуправления;
-
совершенствование материальной базы, обеспечивающей реализацию внеаудиторной работы;
-
совершенствование системы управления социально-воспитательной деятельностью;
-
использование воспитательного потенциала учебных предметов для расширения кругозора обучающихся, их творческой и социальной активности;
-
модернизация и разработка новых нормативных и рекомендательных документов (в том числе методического характера), обеспечивающих функционирование и развитие системы воспитательной деятельности;
-
расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия в сфере воспитательной и проектной деятельности студентов;
-
осуществление контроля за содержанием и эффективностью социально-воспитательной работы, использованием ее результатов для корректировки планов и решений.
Результатом достижения целей и задач Концепции должна стать эффективная система воспитательной работы, привлекательная для всех сторон образовательного процесса и основанная на следующих принципах:
- принцип открытости – все члены коллектива (сотрудники, обучающиеся) имеют право участвовать в реализации социально-воспитательного процесса, выступать с инициативными предложениями и конструктивной критикой в отношении предлагаемых и реализуемых проектов, программ, акций, мероприятий;
-
принцип единства воспитательных воздействий и единого воспитательного пространства предполагает совместную деятельность преподавательского состава, администрации, общественных организаций, которые взаимодополняют друг друга;
-
принцип демократизма – предполагает реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии и педагогике сотрудничества во всех системах субъект – субъектных отношений (преподаватель – обучающийся, преподаватель – преподаватель, обучающийся – обучающийся, руководитель – подчиненный и пр.) на основе диалога;
-
принцип субъектности – принятие личностью ответственности за свое социальное и профессиональное становление;
-
принцип личностного подхода – это осуществление воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов);
-
принцип соуправления – сочетание педагогического управления и студенческого самоуправления в организации различных форм воспитательной деятельности;
-
принцип валеологизации – ведение здорового образа жизни и отношение к нему как к ценности – подразумевает сознательное отношение обучающихся к своему здоровью как к необходимому условию решения задач профессиональной реализации и карьеры;
-
принцип толерантности – понимание и принятие других культур, другого образа жизни, поведения людей в рамках социальных, правовых и моральных норм и законов.
Основные направления социально-воспитательной работы:
1.1. Духовно-нравственное воспитание:
– формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей;
– реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности;
– формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей;
– формирование эффективной системы эстетической культуры, этических знаний и ценностей;
– развитие творческих склонностей и способностей обучающихся.
1.2. Гражданско-патриотическое воспитание:
– повышение социального статуса патриотического воспитания студенческой молодежи;
– повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в техникуме на основе реального взаимодействия учебно- воспитательных структур;
– воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
– формирование любви к России, к Татарстану, народам Российской Федерации, своей малой родине;
– формирование у студентов уважительного отношения к ценностям культурно-исторического наследия России и Татарстана, к национальным героям;
– формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за выработку собственных социально-значимых политических и моральный решений.
1.3. Профессионально-трудовое воспитание:
– формирование у студентов положительного отношения к труду, как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
– формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой деятельности;
– формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности студента к адекватным потребностям рынкам труда, адаптации молодого специалиста в профессиональной среде;
– ориентация студенческой молодежи на формирование важнейших качеств личности – самостоятельности, заинтересованности в получении профессиональных знаний и практической подготовки;
– развитие профессионального творчества студентов;
– формирование навыков самопрезентации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел.